ПЛАН проведения месячника антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни
Во второй половине девяностых годов в список вредных привычек детей и подростков добавилась еще одна — наркомания. По статистике специалистов, только за последние девять лет число наркоманов, находящихся на учете, увеличилось в 6,8 раза. При этом наблюдается отчетливая тенденция к омоложению наркологических больных. В первые пробы и эксперименты с наркотиками вовлекаются дети восьми-десяти лет. В связи с этим проблема создания профилактических программ, реализуемых в детских учреждениях, приобретает особую значимость.
В период с 11 по 22 марта 2019 г. на территории Пензенской области проходит второй этап Общероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью»
С 12 по 23 марта 2018 года на территории Пензенской области проходит первый этап Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью»
ПИТЬ НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ* (*поставь точку сам)
Надо ли говорить об этом?
При проведении профилактической работы нередко возникают вопросы: как это делать и надо ли вообще об этом говорить? Широко распространено мнение, что хороший способ профилактики — это «напугать раз и навсегда». Но он не всегда имеет положительный результат. Родители подростков, которые уже начали употреблять наркотики, хорошо знают, что запугивание малоэффективно. Это связано с тем, что у детей еще не сформирована ориентация на будущее. Кроме того, мало болеющие дети и подростки плохо представляют, что такое болезнь и не боятся этого.
Еще одно предубеждение — знания о наркотиках лишь подогревают интерес к ним. Из этого делается вывод, что, общаясь с детьми, не следует вообще говорить о наркотиках — будет меньше вреда. Но умолчание не уберегает от соблазна.
Специалисты из НИИ наркологии (М.М. Ведищева, Л.Н. Рыбакова, М.Г. Цетлин), проводившие исследования в нескольких московских школах, подтвердили, что тезис о том, что не следует детям говорить о наркотиках, не оправдывает себя, так как дети живут в этом конкретном обществе, и не изолированы от внешнего мира. Однако профилактическая работа не должна сводиться лишь к передаче знаний и объяснениям. Профилактика предполагает: формирование адекватного отношения к социальному явлению (например, пьяный или наркоман — это неприятно, опасно для самого человека, так что иногда полезно наглядно показать подростку пьяного человека на улице или уже совершенно больного спившегося алкоголика); тренировку навыков преодоления внешнего давления, умения сказать «нет», быть независимым; развитие у ребенка определенных личностных качеств: уважение к себе, умение говорить о своих трудностях и просить о помощи, уверенности в себе и т.д.
Как распознать наркомана и что с ним делать?
Среди общих признаков, говорящих о начале потребления психоактивных веществ подростками, специалисты называют следующие:
• снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;
• появление отчужденности, эмоциональной холодности к окружающим, возможно появление таких черт, как скрытность и лживость;
• возможные проявления агрессивности, раздражительности, сменяющиеся периодами неестественного благодушия;
• круг общения в основном состоит из лиц более старшего возраста;
• стремление занять деньги, повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление подружиться с ними;
• наличие таких предметов, как шприцы, небольшие пузырьки, кулечки из целлофана или фольги, пластиковые пакеты от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта;
• изменение аппетита — от полного отсутствия до резкого усиления, эпизодическая тошнота;
• беспричинное сужение или расширение зрачков;
• наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий.
По мнению доктора медицинских наук Н.В. Вострокрутова, в случае возникновения у педагога подозрения на употребление наркотиков подростками, последовательность действий должна быть следующей.
• При первом контакте целесообразно избегать репрессий и каких-либо агрессивных и осуждающих проявлений. Предоставить подростку достаточную информацию о последствиях потребления наркотиков. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии наркотического опьянения и сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
• Предлагать помощь подростку корректным и ненавязчивым способом.
• Не разглашать информацию о наркологических проблемах подростка, так как это может привести к потере контакта и другим негативным последствиям для подростка.
• Иметь информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним. Особо следует знать о возможностях анонимного лечения.
• Точно знать ситуацию в семье, могут ли родители влиять на поведение своего ребенка.
• Постоянно проводить антинаркотические программы обучения для педагогов, обучать их формам активной первичной профилактической работы среди родителей.
• Наиболее оправданы следующие действия:
— корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам учащегося ребенка;
— при подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями этой группы;
— организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета;
— предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны медицинских организаций, работающих в таком режиме.
Если у кого-то из учителей общеобразовательной школы возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, необходим следующий порядок действий: надо удалить учащегося из класса, отделив его от одноклассников, и немедленно поставить в известность руководство школы. Затем срочно вызвать медицинского работника школы и известить родителей или опекунов школьника. Нецелесообразно проводить немедленное разбирательство о причинах употребления алкоголя или наркотика. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, то есть после получения объективной информации.
Учащиеся, замеченные в употреблении психоактивных веществ, должны быть поставлены по согласованию со школьным врачом на внутришкольный учет. Если же начинающий наркоман продолжает нарушать внутришкольную дисциплину (пропускает занятия, вымогает деньги у младших и т.д.), не следует как можно быстрее избавиться от него, тем более, что сам он испытывает желание бросить школу. Пусть он как можно дольше остается в школьной среде и продолжает учебу — это один из существенных факторов противодействия нарастающей социальной дезадаптации подростка.
(Использованы материалы журнала «Лечащий врач»)